Палладий (Pd)
Основные тенденции на рынке палладия
В начале 2021 года палладий торговался в диапазоне 2,3–2,5 тыс. долл. США / тр. унцию, после чего в середине марта начался рост, который продолжался до начала мая, когда цена достигла нового исторического максимума в 2 994 долл. США / тр. унцию. Такая динамика в первую очередь была обусловлена восстановлением мирового производства автомобилей после наиболее острого периода ограничений, связанных с пандемией, и ожиданиями существенного роста спроса на металл в течение года.
Сокращение производства Компанией из-за инцидентов на производстве в первом полугодии также поддержало ценовое ралли, так как участники рынка были обеспокоены потенциальной физической нехваткой металла.
В середине 2021 года цена на палладий стабилизировалась в диапазоне 2,5–2,9 тыс. долл. США / тр. унцию, однако начиная с августа на рынке установился понижательный тренд, связанный с переоценкой темпов восстановления автомобильной промышленности.
В среднем цена палладия в 2021 году увеличилась на 9% (по сравнению с 2020 годом), до 2 398 долл. США / тр. унцию.
- Производственные инциденты в Норильске.
- «Норникель» понизил прогноз добычи на 15–20% из-за переноса возобновления работы шахт.
- Сообщения о возможном предстоящем дефиците металла в совокупности с ожиданиями восстановления автопрома привели к максимуму за пять месяцев нетто длинных спекулятивных позиций и историческому максимуму цены.
- Статистика автомобильных продаж в США за июнь оказалась ниже ожиданий. Начало негативного тренда
из-за нехватки автомобилей у дилеров и низкого производства. - Статистика автомобильных продаж в Евросоюзе фиксирует падение более чем на 20% на фоне нехватки машин, доступных для покупки.
- Пересмотр прогнозов по темпам восстановления автомобильной индустрии ведущими аналитическими изданиями на более поздний срок.
- Нетто длинные спекулятивные позиции достигают годового минимума.
- Рост импорта палладия в Китае и Гонконге.
- Отскок на фоне инфляционных опасений.
Начиная с 2010 года рынок палладия находится в состоянии устойчивого превышения объемов текущего физического потребления металла над производством, которое покрывался за счет потребления запасов, накопленных в предыдущие периоды. Источниками предложения палладия из ранее накопленных запасов на рынке являются торговые компании, финансовые организации, государственные резервы и сверхнормативные запасы потребителей.
В 2021 году, несмотря на пониженный по сравнению с допандемийными годами уровнем потребления, рынок находился в состоянии небольшого дефицита, что было связано с замедленным восстановлением предложения металла до уровней 2019 года.
Пониженный уровень потребления был обусловлен в первую очередь нехваткой микросхем, применяемых в автопроизводстве, и вызванным этим снижением потребления металла в катализаторных системах для новых автомобилей. На автопром приходится свыше 80% потребления палладия. В то же время потребление металла в других отраслях показало заметный восстановительный рост. Также в 2021 году отмечалась положительная динамика инвестиционного спроса на палладий со стороны вкладчиков ETF-фондов, розничных инвесторов.
Восстановлению производства палладия до предпандемийных уровней в 2021 году помешали временная приостановка производства «Норникеля» из-за производственных инцидентов а также снижение производства вторичного палладия, вызванного нехваткой новых автомобилей, доступных для покупки, и снижением объемов утилизации старых транспортных средств. В то же время существенный рост производства палладия был зафиксирован в ЮАР, что позволило избежать острой нехватки металла на рынке.
Баланс производства и потребления | -2 |
Приток в запасы ETF | 1 |
Отток из прочих запасов | 2 |
Баланс спроса и предложения | -1 |
Потребление палладия в промышленности увеличилось в 2021 году на 10 тонн (+3%) по сравнению с предыдущим годом и составило 309 тонн.
Автомобильная промышленность. Основной объем потребления палладия приходится на системы очистки выхлопных газов автомобилей. В этой области палладий используют для изготовления каталитических нейтрализаторов выбросов, установка которых на автотранспорте является обязательной и регламентируется на законодательном уровне в подавляющем большинстве стран мира.
Палладий в силу своих уникальных каталитических свойств, обеспечивающих эффективность химической реакции на протяжении всего цикла эксплуатации автомобиля, практически не имеет альтернатив в данной области применения — кроме платины, которая в настоящее время используется преимущественно в дизельных автомобилях, и родия, для которого в силу уже значимой доли автопрома в потреблении и маленького размера рынка (мировое ежегодное первичное производство составляет 23 тонны) характерны высокая волатильность цен и риск физической нехватки металла.
Потребление палладия в автомобильной промышленности в 2021 году увеличилось на 4 тонны. Это было связано с частичным восстановлением автомобильной промышленности от производственных ограничений, связанных с пандемией. В 2021 году было произведено 76 млн легковых авто, что на 2% выше, чем годом ранее. Восстановление автопроизводства могло быть более существенным, но нехватка полупроводников отрицательно сказалась на объемах выпуска автомобилей, в особенности во второй половине 2021 года. В общей сложности мировое автопроизводство могло быть на 8–9 млн автомобилей выше, если бы не нехватка электронных компонентов.
Более того, рост удельного использования металлов платиновой группы в автокатализаторах также оказывает положительное влияние на спрос. Рост загрузок металлов платиновой группы на один автомобиль обусловлен в первую очередь ужесточением регуляторных требований в отношении выбросов загрязняющих веществ. В США продолжается ужесточение требований к выбросам в рамках стандарта Tier 3. Увеличение удельных объемов палладия в автокатализаторах в Китае происходит на фоне ужесточения экологических требований в рамках введения стандарта China 6b. Ожидается, что стандарт «Евро-7», который будет анонсирован в 2022 году и введен с 2025 года, будет способствовать увеличению использования палладия в автомобилях, продаваемых на европейском рынке.
Изменения в структуре транспорта также повлекли увеличение потребления палладия в автомобильной промышленности. Продолжилось замещение легковых дизельных автомобилей бензиновыми и гибридными, в которых в большей степени используются системы нейтрализации выбросов выхлопных газов на основе палладия. Доля дизельных автомобилей на рынке Европы (27 стран + Великобритания + Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)) сократилась за год с 35,1 до 21,4%.
Позитивным трендом с точки зрения потребления палладия является и гибридизация транспорта. Выпуск гибридных автомобилей, так называемых мягких и полных гибридов, за отчетный период вырос на 56 и 29% соответственно, а подключаемых гибридов (PHEV) — на 79%. Наличие в гибридах бензинового двигателя определяет преимущественное использование в них катализаторов на основе палладия. При одинаковом рабочем объеме удельное использование металла в гибридном двигателе выше, чем в традиционном бензиновом, что обусловлено более частым холодным пуском такого двигателя.
Электронная промышленность. В 2021 году объем потребления палладия в электронной промышленности увеличился на 1 тонну и составил 20 тонн. Происходившее в последние годы сокращение использования палладия в многослойных керамических конденсаторах привело к тому, что теперь он применяется только в наиболее сложных изделиях этого типа, для которых особенно важно обеспечить надежность и работоспособность в трудных условиях, например, в военно-промышленном комплексе и авиакосмической отрасли. Потребление в этих отраслях неэластично к цене металла, и ожидается, что оно сохранится на текущем уровне. Переход к телекоммуникационным сетям пятого поколения и внедрение автономного автотранспорта также должны несколько компенсировать снижение спроса в других областях. Кроме того, несмотря на перебои на сборочных предприятиях электронной промышленности, происходившие ввиду карантинных мер, режим удаленной работы, вызванный пандемией, положительно повлиял на увеличение спроса на ноутбуки и телевизоры.
Химическая промышленность. Использование палладия в катализаторах химических процессов в 2021 году увеличилось на 2 тонны. В среднесрочной перспективе рост потребления палладия в химической отрасли будет обеспечен введением новых производственных мощностей в Китае (особенно по производству капролактама и моноэтиленгликоля, получаемого из угля).
Здравоохранение. Несмотря на то, что в 2021 году спрос на палладий в здравоохранении увеличился на 1 тонну на фоне восстановления нормальной работы стоматологических клиник после наиболее острой стадии пандемийных ограничений, долгосрочная тенденция спроса на палладий в этой отрасли отрицательная, что обусловлено его замещением альтернативными композитными материалами и изделиями из золота, которое в настоящее время стоит дешевле.
Ювелирное производство. Палладий применяется в ювелирных украшениях в сплаве белого золота, а также в чистом виде, например, в обручальных кольцах. В 2021 году использование палладия в ювелирной промышленности увеличилось на 1 тонну, приблизившись к допандемийному уровню на фоне общего восстановления экономической активности. Однако стоит отметить, что за последние годы спрос на палладий в ювелирном производстве падает по причине более высоких цен на палладий относительно золота.
Инвестиции. Инвестиционный спрос на палладий в 2021 году увеличился на 2 тонны ввиду увеличения спроса со стороны биржевых инвестиционных фондов (ETF), запасы которых увеличились на 1 тонну, до 19 тонн. Также в отчетном году наблюдалось сохранение притока розничных инвестиций в слитки на 1 тонну.
В 2021 году первичное производство аффинированного палладия по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 12%, до 217 тонн.
В Российской Федерации, крупнейшем производителе палладия в мире, зафиксировано падение выпуска на 7%, до 81 тонны, которое было связанное с временной остановкой Октябрьского и Таймырского рудников в результате подтопления грунтовыми водами, а также приостановкой работы Норильской обогатительной фабрики.
В ЮАР в 2021 году наблюдался бурный рост производства (+33 тонны), до 90 тонн, вследствие восстановления отрасли после национального карантина в связи с пандемией
Выпуск первичного палладия в США и Зимбабве не претерпел значимых изменений, так как операционная деятельность в этих регионах в меньшей степени пострадала от ограничений, связанных с пандемией в 2020 году.
Выпуск первичного палладия в Канаде уменьшился на 3 тонны, по большей части из-за снижения объемов продукции компании Vale ввиду двухмесячной забастовки работников.
Основными источниками вторичного предложения палладия являются отработанные автокатализаторы выхлопных газов, ювелирный и электронный лом. В 2021 году производство из вторсырья снизилось на 7 тонн, до 90 тонн, вследствие ограничений, связанных с пандемией, и снижения продаж новых автомобилей, что, в свою очередь, повлияло на предложение автомобилей для вторичной переработки.